Введение единого налогового счета и совокупной налоговой обязанности
Комментарий дает юрист налоговой практики АБ СПб "Главная Буква" Дмитрий Романов.
14.07.2022 г. Президентом был подписан Федеральный закон N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ", существенно изменивший порядок уплаты налогов. Во второй половине 2022 года налогоплательщики имеют право перейти на уплату налогов с помощью единого налогового счета. С начала 2023 года его применение будет обязательным для всех налогоплательщиков.
Данным законом введены понятия единого налогового платежа, единого налогового счета, совокупной обязанности, а также изменены положения, регулирующие исполнение обязанности по уплате налогов и сборов, процедуру принудительного взыскная, условия предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, начисление пени, проведение зачета и возврата налогов и другие нормы.
Под совокупной обязанностью понимается общая сумма налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую обязан уплатить (перечислить) налогоплательщик, плательщик сбора, плательщик страховых взносов и (или) налоговый агент, а также сумма налога, подлежащая возврату в бюджетную систему РФ в соответствии с НК РФ.
Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности, а также взысканные в соответствии с НК РФ денежные средства.
Единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами денежного выражения совокупной обязанности; а также денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Цель закона состоит в упрощении уплаты налогов, в том числе путем уменьшения показателей, которые нужно заполнять в платежном поручении. В соответствии с внесенными изменениями предполагается, что денежные средства будут перечисляются единым налоговым платежом с указанием только двух изменяемых реквизитов - суммы платежа и ИНН налогоплательщика. Налоговый орган на основе имеющихся у него документов и информации самостоятельно распределит единый налоговый платеж в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате разных налогов.
Налогоплательщику не придется заполнять большое количество платежных поручений по каждому налогу с разными реквизитами, в которых можно допустить ошибку. Исключается ситуация наличия задолженности и переплаты по разным КБК у одного плательщика. Предполагается, что налогоплательщик будет всегда четко, в виде одной суммы понимать свой баланс расчетов с бюджетом.
При этом находящиеся на едином налоговом счете денежные средства, при наличии положительного сальдо, принадлежат налогоплательщику и могут быть возвращены ему на расчетный счет в упрощенном порядке. Так налоговый орган в течение одного дня после получения заявления на возврат обязан сформировать соответствующее платежное поручение и направить его в Федеральное казначейство.
Внесенные изменения положительно отразятся на сокращении издержек по уплате налогов. Однако на первоначальном этапе не исключены технические трудности с введением указанной системы как у налогоплательщиков, так и у территориальных налоговых органов.
Внимание следует обратить на правильность перенесения налоговым органом текущих показателей расчетов с бюджетом в единый налоговый счет. Для этих целей рекомендуется заранее запросить акты сверки с налоговым органом, а также провести работу по возврату излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Не исключены случаи, когда территориальный налоговый орган может посчитать, что суммы переплаты возникли за пределами срока на их возврат и не учтет их при формировании сальдо единого налогового счета. При этом дата, когда налогоплательщик должен был узнать о формировании у него переплаты, учитываться инспекцией не будет.
Рекомендуется провести работу по исключению задолженности, формально числящейся в карточке расчетов с бюджетом, но в отношении которой налоговый орган утратил право на принудительное и судебное взыскание.
К началу 2023 г. необходимо подойти с четким пониманием текущего состояния расчетов по налогам и сборам, а также иметь возможность документально подтвердить налоговому органу свою позицию при возникновении споров.
Специалисты Бюро готовы оказать содействие в практическом применении новых правил, а также провести работу по возврату излишне уплаченного или взысканного налога, признанию задолженности безнадёжной ко взысканию и осуществить иные мероприятия по взаимодействию с налоговыми органами.
Федеральный закон от 14.07.2022 г. № 263-ФЗ • Президент России (kremlin.ru)